Доклад директора депортамента образования О.П.Козловой (ГАПС, 25.08.2017г.)

28 августа 2017 г.
Тема: «Эффективное управление: основа повышения качества образования, обеспечение устойчивого развития муниципальной системы образования»
Добрый день уважаемые коллеги!
На протяжении многих лет мы живем в процессе модернизации образования. Мы к этому привыкли, постоянные преобразования стали обыденностью. Но сегодня система образования города и всей страны стоит на пороге не просто очередных изменений, но на пороге большого скачка, Большой перемены.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ

1. Реформа О.Ю. Васильевой
         Министр образования и науки Ольга Васильева в июле 2017 года объявила о начале масштабной школьной реформе, которая предполагает «возвращение школ в государство и выстраивание государственного управления, потому что сейчас (по мнению министра) школы вне государственной опеки и заботы».
         Реформа, если говорить в общем, означает передачу школ от муниципальных властей  региональным, что будет способствовать  «укреплению вертикали управления с Минобрнауки во главе и  созданию единого образовательного пространства».
         Что касается единого образовательного пространства, то его основой, как мы знаем, являются три кита: образовательные стандарты, итоговая аттестация и нормативы финансирования, которые обеспечивают качество реализации госстандартов.
         На прошлой неделе (16 августа), в преддверии всероссийского родительского собрания, Ольга Юрьевна дала интервью, в котором пояснила, что реформа будет акцентирована на качестве реализации госстандартов.    Это, в первую очередь, означает  единый минимум знаний, который должен получить ребенок вне зависимости от того, в каком регионе он проживает. Чтобы можно было обозначить этот минимум, были разработаны базовые стандарты. То есть теперь каждый учитель и каждый родитель будет знать, с чего ребенок 1 сентября начинает изучать предмет,  и что должен знать, заканчивая учебный год.
         Реформу планируется начать с «пилотного проекта», в котором готовы принять участие 16 регионов, но пока примут три:  Самарская, Астраханская области и Санкт-Петербург). Югра в число этих регионов на 2017-2018  учебный год не вошла. В целом, на реализацию реформы отведено менее 3-х лет.
         Серьезность принятого  решения подтверждается готовностью депутатов к внесению соответствующих поправок в нормативные документы, в том числе и в Закон об образовании.
Механизм запущен, возврата нет. Это должен понимать каждый руководитель  образовательной организации.
Наша задача - принять грядущие изменения и определить возможные «риски» и «пути» в сложившейся ситуации.
Что меняется для школ?
 В связи с тем, что функции и полномочия учредителя образовательных организаций будет осуществлять орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования, школам придется менять все документы — от устава до аккредитаций.
Финансовые средства будут напрямую поступать от региона на счета учреждений, соответственно и контроль за исполнение этих средств будет тоже осуществлять регион.
Вся контрольно-надзорные мероприятия будут осуществляться «вне муниципальной опеки и заботы».
Другими словами, образовательная организация должна будет обеспечивать право на образование, самостоятельно осуществлять образовательный процесс, обеспечивать безопасность участников образовательных отношений, осуществлять финансовую дисциплину без стороннего контроля и мониторинга, быть информационно открытыми и реализовывать другие  функции, определенные Законом об образовании и другими нормативными документами.
Необходимо понимать, что полномочия, которые определены статьей 9 Закона об образовании для органов местного самоуправления в сфере образования, будут устранены.
То есть, учреждения не будут получать поддержку со стороны органов местного самоуправления по тем обязательным направлениям, которые обозначены на слайде.
В результате реформы образовательное учреждение приобретает большую свободу, но и большую ответственность.
В ближайшее время на уровне федерации и региона будут разработаны «дорожные карты» по переходу образовательных организаций                                  от муниципалитетов в государственное подчинение.
Мы должны быть готовы к любому сценарию развития событий.
Для того чтобы процесс реформирования не застал вас врасплох, рекомендую всем руководителям провести внутренний аудит деятельности учреждения, выявить сильные и слабые стороны управления, при необходимости провести кадровую перестановку и разработать план («дорожную карту») по переходу в новый статус.
Время еще есть. Поэтому сейчас необходимо просчитать риски и пути их недопущения мы можем. Итоговая задача передачи школ государству – равное, качественное и доступное образование для каждого ребенка.
2.     Работа с одаренными детьми, доступное образование для всех
    Перемены в такой консервативной системе, как образование, являются отражением требований быстроменяющегося мира. Одной из главных тем всемирного экономического форума в Давосе в январе этого года стала четвертая промышленная революция, которая характеризуется стиранием границ между физическими, цифровыми и биологическими технологиями. Технологии, о которых идет речь, включают в себя искусственный интеллект, интернет вещей, беспилотный транспорт, 3D-печать, нанотехнологии, биотехнологии, квантовые компьютеры. Если прогнозы верны, то доля автоматизации процессов в производстве и логистике достигнет к 2035 году 95%, а 50–70% нынешних рабочих мест просто перестанут существовать. Социальные и экономические последствия таких изменений будут огромными. Страны, которым удастся совершить технологический рывок, станут во главе глобальных процессов, участь остальных незавидна.
    В этой связи особенно важным является выявление и развитие одаренных детей.
         Вы, возможно, обратили внимание, что этим летом только за один месяц июль на 1-ом канале российского телевидения было как минимум три новостных репортажа, которые имели отношение к этой теме. Если раньше толпы корреспондентов встречали в аэропорту спортивные сборные, то в июле этого года не менее торжественно встречали и чествовали победителей Международных олимпиад по физике и химии.
         О внимании к этой теме на государственном уровне свидетельствует и визит президента Владимира Владимировича Путина в образовательный центр для одаренных детей «Сириус» 21 июля этого года. Несмотря на огромную занятость, Президент страны нашел время для длительного общения с одаренными детьми.
         План мероприятий Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015-2020 годы предполагает больших блока мероприятий, они представлены на слайде.
         Как мероприятия Концепции реализуются в Нижневартовске?
         На уровне города выявление и развитие одаренных детей, которые в будущем будут создавать новые технологии, регламентируется рядом нормативно-правовых актов.
         Центром развития образования ведется   база данных одаренных детей и передача этих данных  в региональную базу.
         Финансовое обеспечение работы с одаренными детьми осуществляется в рамках муниципальной программы «Развитие образования города Нижневартовска на 2015-2020 годы».
Наиболее успешной практикой работы с одаренными детьми является «Школа одаренных детей» для 9-11-ых классов, работа которой направлена, в первую очередь, на подготовку одаренных детей к участию в олимпиадах разного уровня. При этом привлечение детей к олимпиадному движению начинается уже в начальной школе. Для обучающихся начальных классов проводится олимпиада «Юниор», что позволяет привлечь большее количество участников и выявлять одаренных детей в раннем возрасте.
         Об эффективности Школы одаренных детей свидетельствуют следующие результаты.
В 2017 году обучающимися  города Нижневартовска в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников завоевано 36 призовых мест, из них - 16 первых и 20 призовых.  Количество первых мест выросло на 63%. Третий год подряд у нижневартовской команды школьников - первое командное место в округе.
                По итогам участия в заключительном этапе Олимпиады команда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры заняла 10 призовых мест.         При этом муниципальная команда города Нижневартовска завоевала половину (50%) от всех призовых мест команды Югры.
         На встрече с одаренными детьми в «Сириусе» Владимир Владимирович Путин процитировал одного из министров энергетики Саудовской Аравии, который сказал, что каменный век закончился не потому, что камни кончились, а потому что технологии новые появились.
         Чтобы такие технологии могли появиться, нужны изменения и в инфраструктуре по работе с одаренными детьми и молодежью, как следует  из плана мероприятий по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Таким инфраструктурным изменением являются технопарки, которых в нашей стране уже 24 и до конца года будет создано еще 17, один из которых – в городе Нижневартовске.         Курировать эту работу будет «Молодежный центр».
         Большая часть инженерно-технических специальностей требует развитого пространственного и логического мышления.
            Поэтому с этого учебного года в рамках основной образовательной программы вводятся два предмета: шахматы (с 1 по 11 класс) и астрономия в 11-м классе. Хотелось бы подчеркнуть: в рамках основной программы, не внеурочной деятельности.
         На протяжении 5-ти лет выявление и развитие одаренных детей города Нижневартовска являлось важным направлением межведомственного нормативного документа - Плана  мероприятий по реализации Стратегии действий в интересах детей.
         В декабре 2017 года этот проект на федеральном и муниципальном уровне завершается, ему на смену приходит программа, о которой многие уже слышали – «Десятилетие детства», которая тоже будет носить межведомственный характер, и, скорее всего, сохранит такие важные направления, как доступность образования для всех категорий детей, работа с одаренными детьми и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Что касается доступности дошкольного образования, то выполнены не только Указы Президента о дошкольном образовании для детей с трех лет, но и поручение губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Натальи Владимировны Комаровой, которая рекомендовала                               обеспечить местами в детских садах детей от одного года. Группы для детей от года открыты в 5 детских садах. Но система образования города Нижневартовска пошла дальше. Изучив потребности родителей, было принято решение открыть ясельные группы, начиная с 6 месяцев. Была проделана большая подготовительная работа, и с 1-го сентября текущего года в трех детских садах (ДОУ № 31 «Медвежонок», №49 «Родничок», №80 «Светлячок») откроются группы для шестимесячных малышей. Это очень облегчит жизнь одиноких матерей, родителей-студентов, многодетных семей и семей, где оба родителя вынуждены работать. Открытие групп для детей раннего возраста, помимо прочих эффектов, будет способствовать сохранению социальной стабильности в городе.
В этом месяце Президент Путин выразил недовольство работой губернатора Забайкальского края из-за нехватки мест в детских садах, что вызвало массовые жалобы жителей края.  Работа управленца предполагает прогностический компонент, поэтому, забегая немного вперед, ориентируясь на запрос потребителей, прислушиваясь к общественному мнению, мы избежим многих проблем в будущем.
Следуя закону «Об образовании» мы должны обеспечить качественное и доступное образование для всех детей. Образование и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья является нашей особой заботой.
В системе образования города Нижневартовска получают образовательную услугу по адаптированным программам общего и дошкольного образования  1670 детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 313 детей-инвалидов.
            В целях реализации региональной Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями на период до 2020 года, департаментом образования города издан приказ от 15.05.2017 № 274, утверждающий  план мероприятий по реализации Концепции.
            Для детей с расстройством аутистического спектра созданы группы в:
- муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад №2 «Калинка»;
- муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении города Нижневартовска детский сад №44 «Золотой ключик».
          Для детей с синдромом Дауна создана группа в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении города Нижневартовска детский сад №17 «Ладушки».
         Вообще группы компенсирующей направленности есть в 35 дошкольных организациях города.
Преемственность между детским садом и школой позволяет организовать комплексное сопровождение детей с ОВЗ на стадии начального образования.
В 2016-2017 учебном году 24 ребенка с ограниченными возможностями здоровья, поступивших в 1 класс начали обучение по адаптированным программам с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, из них 16 чел. – по адаптированным программам для детей с задержкой психического развития.
         В школах открыты 6 классов, реализующих адаптированные общеобразовательные программы для детей с задержкой психического развития.
  В условиях домашнего обучения получают образование 111 детей-инвалидов.
Так же в образовательных организациях города получают образование дети больные сахарным диабетом по  1 и 2 типу. Детский сад посещают 14 детей, школу 57 детей.
Издан приказ департамента образования  от 31.05.2017г № 324 «Об организации сопровождения обучающихся, больных сахарным диабетом».
         Дети с РАС (расстройствами аутистического спектра) в возрасте от 8 до 18 лет  посещают Нижневартовскую санаторную школу и Школу для обучающихся с ограниченными возможностями №2.
Таким образом, система   образования города делает все необходимое для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и  детьми-инвалидами и исполнения закона «Об образовании», который предписывает предоставление доступного и качественного образования всем.
Национальная система учительского роста
         Основную идею реформы Ольги Юрьевны Васильевой - создание единого образовательного пространства через качественную реализацию госстандарта, можно воплотить в жизнь только повысив качество преподавания.
         По закону Парето, 20% коллектива выполняет 80 % работы. Нам предстоит изменить закон Парето и добиться повышения качества и эффективности работы бОльшей части коллектива.
                По поручению Президента Российской Федерации был разработан проект модели Национальной системы учительского роста (НСУР) и проведена соответствующая доработка профессионального стандарта педагога.
         Доработанный проект профессионального стандарта педагога позволяет выделить основные уровни квалификации педагога, построив на этой основе модель горизонтальной карьеры педагога от выпускника педагогической программы (начальный уровень квалификации) до педагога наставника (высший уровень квалификации).
         В рамках горизонтальной карьеры происходит последовательный рост квалификации педагога, выполнение одной и той же трудовой функции, но с более сложным составом трудовых действий, которые позволяют обеспечить более высокий уровень обучения.
         Наряду с  моделью горизонтальной карьеры педагога, системой НСУР предлагается вертикальная карьера педагога.
         Такая вертикальная карьера учительского роста предполагает возможность занятия учителем новых должностей — старшего учителя и ведущего учителя, но не предполагает перехода к управленческой деятельности.
         Таким образом, аттестация будет проходить внутри каждой квалификационной группы, как видно на слайде, а не вообще по должности «учитель», как было раньше.
         На уровне города качественным показателем работы учителя будут результаты промежуточных контрольных работ в 4-ом, 5-ом и 8-ом классах и показатели тестирования педагогов. То есть, если класс плохо написал контрольную работу, то учитель проходит тестирование по соответствующим темам. Бывает, что и сильному учителю достается слабый класс. В случае тестирования будет понятно, следует ли работать с учителем или лучше сосредоточиться на классе.
         По результатам промежуточных проверочных работ и тестирования  в каждом учреждении должны быть разработаны «Дорожные карты повышения квалификации педагогов».
         Помимо этого,  в наступающем учебном году будет продолжена работа с учреждениями, дающими стабильно низкие результаты. Эта работа начнется с круглых столов с руководителями таких образовательных организаций. По итогам этой работы будут выработаны решения по изменению сложившейся ситуации. О выполнении решений руководители будут отчитываться ежеквартально.
        
3.     Дополнительное образование.
    В наступающем учебном году большие изменения ждут систему дополнительного образования. Приказом Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 4 августа 2016 года № 1224   утверждены правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в округе.
    С этим документом необходимо ознакомиться всем руководителям, поскольку на финансирование по Сертификату дополнительного образования могут претендовать не только учреждения дополнительного образования, но все учреждения, реализующие дополнительные образовательные программы и соответствующие правилам, обозначенным в приказе №1224.
С 1 сентября  ЗАПЛАНИРОВАНО включить в систему сертификации более 4,5 тысяч детей в возрасте от 5 до 18 лет, из них 466 детей получают услуги у представителей негосударственного сектора в сфере образования и 63 ребенка - в сфере культуры.
         Муниципальной уполномоченной организацией системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в городе Нижневартовске стал Центр развития образования.
         Полномочия Центра развития образования мы можем увидеть на слайде.
         Сертификат дополнительного образования будет способствовать более гибкому и мобильному реагированию педагогов дополнительного образования и руководителей на запрос потребителей: родителя и ребенка.      Какие-то программы окажутся невостребованными, но, вместе с тем, появятся новые. Благодаря Сертификату в конкурентную борьбу включаются представители негосударственного сектора. Таким образом, Сертификат – это тоже важный инструмент управления качеством.
         Благодаря всем преобразованиям и реформам, о которых мы говорили сегодня, роль и самостоятельность руководителя образовательной организации возрастет, но и ответственность возрастет кратно.